Защита гребного винта лодочного мотора.

Суда маломерного флота (попросту моторные лодки) под управлением рыбаков и (или) охотников, забираются в верховья рек на мелководье и разбивают лопасти винта о камни. Или просто банально наскакивают на топляк даже на глубокой воде. Это приводит к деформации лопастей винта.

Это винты из лёгких сплавов — силуминов. Если же поставить винт из нержавейки — возможны варианты.

Деформация лопастей. Или……………………

изгиб гребного вала с последующей дикой вибрацией и выходом из строя подшипников и их «постелей»…………….или…………….

Поломка вала редуктора.

==================

Суть идеи. Предлагается Предохранительная муфта гребного винта, на которую получен патент.

Конструкция.

1- гребной вал, 2-шлицевая втулка, 3 — упругодеформируемый материал, 4- шарики, 5- продольные пазы, 6 — корпус муфты, 7 — лопасти винта, 8 — упорные шайбы, 9 — пружинные стопорные кольца, 10 — шлицы вала, 11 — сепаратор, 12- ступица винта, 13- полость для прохода выхлопных газов, 14 — перемычки между корпусом муфты и ступицей винта. Сечение полостей для прохода выхлопных газов соответствует штатному. Гребного вал 1 и жёстко соединённая с ним втулка 3 из упруго-деформируемого материала (резины), на которую воздействуют жёсткие элементы в виде тел вращения (шарики ) 4 , свободно расположены в продольных  пазах 5 ступицы гребного винта 6, параллельных оси вращения вала. Момент вращения от гребного вала 1 к ступице гребного винта 6 передаётся за счёт вдавливания этих элементов 4  в упруго-деформируемую втулку 3. От продольного перемещения шариков 4 в пазах 5 предохраняет сепаратор 11. От продольного перемещения упруго-деформируемой втулки 3 и шлицевой втулки 2 относительно ступицы 6 гребного винта 7 предохраняют упорные шайбы 8, зафиксированные в кольцевых проточках ступицы 6 пружинными кольцами 9. Эти же упорные шайбы 8 , в зависимости от своей толщины (размера в продольном направлении) меняют тормозной момент Муфты. Между сепаратором 11 и упорными шайбами 8 соблюдается технологический зазор для свободного вращения сепаратора 11 с шариками 4 относительно гребного вала 1 и упругой муфты 3.

Гребной винт в сборе прекрасно балансируется, поскольку при изготовлении обеспечивается соосность шлицевой втулки и ступицы винта.

Показанный ниже экземпляр гребного винта в сборе с Муфтой, находился 8 месяцев в водной среде для проверки коррозионной стойкости и без каких либо замен деталей прошёл все последовавшие испытания.

Баланс. https://rutube.ru/video/b8721cc075e19c0d6353cdc0f47465e3/

Так выглядит винт с муфтой в сборе.

Испытание муфты на момент проворота. https://rutube.ru/video/225d7a5c77f8003ec3a4124600639ab0

========================================

Испытание имитацией «наезда на топляк»

https://rutube.ru/video/4430bad399740f992ed8c3c0ed8380f3

Испытание имитацией «наезда на каменистое дно»

https://rutube.ru/video/9d8e56ed191f4c4e024b048a5030b571

====================

Почему так выполнен стенд?

Потому, что у автора нет возможности применить привод вала приемлемой мощности ( 10-20 КВт). Колесо -маховик компенсирует недостаток мощности привода и обеспечивает необходимый крутящий момент. Без маховика тормозной момент на лопастях винта будет просто останавливать маломощный привод (1500 Вт).

================================================

Данное техническое решение позволяет предотвратить необратимые деформации или разрушение лопастей гребного винта, гребного вала или вала редуктора, связанного с ним через понижающий редуктор при ударе   гребного винта о неподвижное препятствие (камень, топляк, дно).